Похоронные обряды в буддизме представляют собой комплекс ритуалов, направленных на достойное прощание с усопшим и его подготовку к переходу в новое воплощение или к нирване. Эти обряды, как и сам буддизм, имеют глубокую философскую основу и направлены на помощь душе в её посмертном пути.
Перед смертью
Когда человек находится на пороге смерти, к нему часто приглашают ламу — буддийского духовного наставника. Его задача — помочь умирающему избавиться от страхов и принять неизбежное, а также проводить душу в путь, читаемыми молитвами и медитативными техниками. В буддизме нет понятия исповеди, как в других религиях, и покаяние не является частью ритуала. Вместо этого лама помогает усопшему подготовиться к покою и умиротворению.
В позе эмбриона
Раньше в буддизме существовала традиция укладывать умирающего в позу эмбриона, символизируя возвращение в круговорот жизни, однако сегодня этому уделяется меньшее внимание. Главная цель — обеспечить спокойствие и комфорт умирающему.
6 посмертных миров для воплощения
Согласно буддийской космологии, душа может переродиться в одном из шести миров: мира богов, полубогов, людей, животных, полудемонов или демонов. Карма человека определяет, в какой мир он попадет после смерти. Если человек накопил положительную карму, его сущность переродится в высших мирах, если отрицательную — в низших. Цель буддизма — достичь нирваны, разорвав круг перерождений (сансару).
От сансары к нирване
Буддизм учит, что пройдя полное жизненное колесо, душа достигает состояния нирваны — абсолютного покоя и освобождения от страданий. Это конечная цель для каждого буддиста, однако достичь её можно только через духовное просветление и отказ от привязанностей к земной жизни.
Действия над телом
После смерти тело умершего буддиста оставляют на три дня в покое, чтобы убедиться в кончине и дать душе время попрощаться с телом. Во время этого периода белые ленты, символизирующие чистоту и невинность, развешиваются у входа в дом усопшего, указывая путь для родственников и друзей, желающих попрощаться.
Церемония воды
В японском буддизме существует ритуал Церемонии воды, когда губы умершего смачивают водой при помощи ватного тампона. Этот обряд символизирует очищение и прощание.
Похороны на третий день
Как и в других религиях, буддисты традиционно хоронят усопшего на третий день после смерти. Накануне проводят обряд отпевания и ночное бдение у гроба.
Омовение
Тело умершего омывают горячей водой и обрабатывают проспиртованными салфетками. Затем веки зашивают, а естественные отверстия закрывают ватными тампонами. Это делается специальным человеком, называемым буянчи.
Белые погребальные одежды
Покойного облачают в простую одежду, часто черного или белого цвета. У женщин это может быть кимоно или платье, у мужчин — костюм. Обязательно соблюдение скромности и отсутствие украшений на одежде.
Отпевание
В буддизме отпевание происходит в доме усопшего, так как умершего не принято приносить в храм. Лама читает молитвы, и родственники могут принять участие в поминальной службе.
Положение во гроб
Тело укладывают в гроб на белую простынь, руки складывают в позе молитвы, а лицо покрывают легкой белой тканью.
Способ погребения
Буддисты считают, что тело должно быть передано одной из стихий:
- Земля — традиционное захоронение.
- Огонь — кремация, ставшая популярной в наши дни.
- Воздух — «небесное погребение», оставшееся востребованным в Тибете.
- Вода — редко встречается в приморских буддийских общинах.
Кремация
Кремация проводится с соблюдением всех обрядов. Прах умершего может быть помещен в урну и захоронен в специально отведённом месте или в колумбарии.
Поминальные дни
Буддисты проводят поминки через 7, 14, 21, 28, 35 и 49 дней после смерти. Это связано с верой, что душа проходит различные испытания в течение этих дней, что способствует её успешному перерождению.
Траур
Траур по умершему буддисту может длиться до 49 дней. В это время родственники должны соблюдать скромность, избегать увеселений и носить траурные одежды.
Буддийские похороны — это спокойное и глубокое духовное мероприятие, цель которого — помочь душе умершего найти покой и подготовиться к новому воплощению или достижению нирваны.